poryadok-sostavlenia-budgetov

Порядок составления бюджета компании (БДР) (теория)

В зависимости от вида организации (размер, количество бизнес-единиц и подразделений, коммерческая/некоммерческая) порядок составления бюджетов может отличаться. В статье рассмотрено составление бюджетов небольшого коммерческого предприятия, занимающегося производством (бюджеты торговых и сервисных компаний обычно проще).

Как правило, отправная точка – это план продаж. Случается, что планировать начинают на основе производственных возможностей организации, но это частая ошибка: не факт, что все произведённые товары компании будут проданы.

?так, первый этап бюджетирования – создание плана продаж и бюджета продаж. План продаж – натуральные единицы (сколько какого товара может быть продано), бюджет продаж – денежное выражение плана. Первоначально бюджет формируется в формате БДР, затем на основе этих данных и информации о договорных условиях с покупателями (% скидки, отсрочка платежей покупателям) можно сформировать формат БДДС. Бюджет продаж обычно составляет соответствующее подразделение (отдел продаж, коммерческий отдел), но он обязательно должен быть критически оценен финансистами, так как от точности прогноза продаж зависит точность прогнозирования всех бюджетов компании в целом.

При планировании продаж обычно используется метод «от достигнутого»: план на следующий год составляется на основе фактических данных прошедших периодов с учётом изменений рыночной среды. Бюджет продаж часто составляется с учётом сезонности. Для корректного планирования продаж в Excel предлагаем две статьи:

План продаж – отправная точка для бюджета коммерческих расходов (расходы на продвижение и продажи) и плана производства.

План производства составляется в натуральных единицах, с учётом ограничений по производственной мощности (оборудование, трудовые ресурсы – всё может быть ограничивающим фактором для объёма производства). Если компания не может произвести всё, что запланировано по продажам, то необходимо рассмотреть варианты:

  • расширение производства (что может потребовать дополнительных инвестиций);
  • перепродажа готовой продукции (если компания производит не уникальные товары);
  • уточнение плана продаж (сокращение объёма).

Согласованный план производства является основой для составления бюджета производственных затрат, который в соответствии с классификацией затрат обычно состоит из нескольких бюджетов:

  • бюджет прямых производственных затрат (обычно это переменные затраты: материалы, сдельная оплата труда рабочих, энергия и т.д.).
  • бюджет накладных затрат (обычно это условно-постоянные затраты: аренда цехов, складов и оборудования, постоянная часть оплаты труда).

План производства также является основой для составления плана и бюджета закупок.

Параллельно производственному планированию может составляться бюджет административных затрат, которые обычно являются постоянными и планируются методом «от достигнутого» с учётом развития компании и инфляции. В административные затраты входят затраты, напрямую не связанные с продажами и производством: аренда непроизводственных помещений и транспорта, оплата труда административного персонала, услуги связи и т.д. Часто в бюджет включают затраты на обслуживание кредитов, но можно вынести эти затраты и в отдельный бюджет.

После сведения воедино бюджета производственных, коммерческих и административных затрат, а также учёта инвестиционных расходов появляется сводный бюджет затрат. К нему необходимо добавить налоговый бюджет. Здесь есть нюансы:

  • бюджет доходов и расходов для удобства расчётов составляется без НДС, соответственно НДС в налоговом бюджете как части БДР не фигурирует, но будет включён в БДДС;
  • налоги и сборы, связанные с оплатой труда (НДФЛ и взносы в фонды) включаются в соответствующие бюджеты (производственных и административных затрат);
  • в налоговый бюджет обычно включают налог на прибыль, имущество и транспорт, также сборы и пошлины.

Дополнительно бюджет доходов и расходов будет скорректирован бюджетом инвестиций.

Пример составления бюджета доходов и расходов:

poryadok-sostavlenia-budgetov

?тоговый бюджет доходов и расходов даёт прогноз прибыли на планируемый период. Теперь можно рассчитать плановые значения рентабельности (продаж, EBITDA, чистая прибыль) и оценить.

Хорошо, если составленный бюджет доходов и расходов может учитывать различные сценарии (хотя бы три варианта: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный), чтобы путём изменения некоторых внешних для компании параметров (например, уровень спроса . Финансовая модель бюджета доходов и расходов в Excel упрощает решение этой задачи.

Следующий этап – составление бюджета движения денежных средств. Поскольку данные БДДС напрямую зависят от данных БДР, составление БДДС также предпочтительно делать в Excel, чтобы при изменении БДР автоматически пересчитывался БДДС.

Смотрите также:

Что такое финансовая модель и как её создать в Excel

Плюсы и минусы использования Excel для создания финансовой модели

Финансовая модель инвестиционного проекта в excel

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.